Марина Шмотова

Биография

Марина Шмотова родилась в Иркутске 19 апреля 1959 года. Начальное образование получила в Иркутском Училище искусств по классу фортепиано у Веры Александровны Бойченко; индивидуально прошла курс полифонии и музыкального анализа у Изольды Оскаровны Цахер. Продолжила образование в Москве. В 1985 окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных — класс композиции (профессор Н.И. Пейко), класс полифонии (профессора Г.И. Литинский и А.Г. Чугаев), оркестровка (Ф.Е. Витачек). Там же совершенствовалась в аспирантуре у композитора С.С. Беринского. В 1982 году, ещё студенткой, Шмотова стала лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую фортепианную миниатюру. В 1991 году за Сонату-каприс была удостоена звания лауреата Международного конкурса им. С. Прокофьева. Неоднократно участвовала в российских и зарубежных фестивалях современной музыки в Бельгии, Бразилии, Америке, Италии. Жанровый спектр её творчества необычайно широк: здесь есть место инструментальной и вокальной миниатюре, симфонической поэме, концертной и хоровой музыке, музыке к драматическим спектаклям. Лауреат премии Александра Вампилова (премия губернатора Иркутской области) за монооперу «Записки Марии Волконской» (Иркутск 1996). В 2004 удостоена гранта президента РФ за проект «Молодые композиторы Москве». Член Союза композиторов и Союза театральных деятелей. Продюсер «Музыкального клуба Сергея Беринского». Руководитель ансамбля солистов «Art Moto Concort».

Отзывы

Творчество Марины Шмотовой является заметным явлением в сегодняшней современной музыке. Выпускница Гнесинского Института, она вобрала всё лучшее у таких мастеров как Борис Чайковский, Александр Чугаев, Сергей Беринский, Николай Пейко, Алексей Муравлёв, Фабий Витачек, Генрих Литинский и уже в стенах Аlma Mater смогла по-своему талантливо и оригинально проявить себя. Разнообразен образный строй музыки Шмотовой, который часто предстаёт перед нами как тонкий, психологически выстроенный и напряжённо сосредоточенный завораживающий мир звуков, из которых каждый прочувствован и мастерски передан, порой, в весьма свежих и неординарных инструментальных сочетаниях. Но вся эта притягивающая новизна строго подчинена духовно выношенной и драматургически выверенной музыкальной идее. Александр Меньков, композитор «…Есть еще одна область музыкального творчества, которой владеют далеко не все композиторы, — это музыка для драматических спектаклей. Театральная музыка Марины Шмотовой — это образные мелодические и колористические характеристики персонажей и ситуаций в пьесах, либо отображение среды, где происходит действие. И даже не видя самого спектакля, а только слушая музыку к нему, очень зримо представляешь не только драматургическое развитие, но и режиссерский замысел. Как не отметить замечательную, тонкую работу М. Шмотовой — парафраз на тему И. Дунаевского к спектаклю «Вальс энтузиастов» в БДТ им. Товстоногова! Это — отдельное произведение, которое по мастерству воплощения может быть сравнимо с таким шедевром, как «Кармен-сюита» Бизе–Щедрина. А музыка к «Дон-Кихоту» в Московском областном камерном театре! К теме бессмертного идальго обращались многие выдающиеся композиторы. Музыка Марины Шмотовой занимает почетное место в их ряду…» Петр Меркурьев «В 1993 году я собрался ставить «Кабалу святош» М.Булгакова. Искал композитора, способного написать «булгаковскую» тему для Мольера и стилизовать музыку под Ж.-Б. Люлли. Кто-то рекомендовал молодого композитора Марину Шмотову. Пришла совершенно юная девочка с косичками. Косички эти запомнились отчего-то на всю жизнь. Ну, куда ей! — думаю. И просто чтобы отвязаться, не обижая сомнениями, бегло, весьма даже бегло, рассказал о том, чего бы хотел! Рассказал, попрощался и… забыл. Через две недели «девочка» пришла с большой папкой. Села к инструменту… и с тех пор я не представляю себе никого, кому бы мог доверить писать музыку к своим спектаклям. Только Марине Анатольевне Шмотовой». В.И. Якунин, художественный руководитель Камерного театра «Марина Анатольевна Шмотова во всех мыслимых отношениях — большой подарок: как талант, как профессионал, как ответственный и трепетный человек, как натурального обаяния женщина — кажется, не может быть, чтобы столько достоинств — и в одном человеке! (Выяснилось, что может). Понимать режиссёра с полуслова — ну, так не бывает. Для меня, встретить композитора Марину Шмотову — и счастье, и избавление от кучи творческих проблем. Думаю, что и любой режиссёр за Мариной, как за каменной стеной. У неё идеальное чувство стиля, годное для любого спектакля: и по Островскому, и по Чехову, и по Пушкину, и по Мольеру, и по Гофману, и по Ибсену… далее — везде! И это не всеядность, а редкое качество таланта…» Владимир Салюк, режиссер с 45-летним стажем, из них 26 в «Современнике» и МХАТ, лауреат шести театральных премий.

Список сочинений

Три миниатюры для фортепиано (1982) Соната для альта и фортепиано (1982) Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1984) Концерт-поэма для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1985) Три стихотворения Марины Цветаевой для сопрано и фортепиано (1985) «Благовещение». Пять стихотворений Марины Цветаевой для сопрано и фортепиано (1989) Соната-каприс для фортепиано (1990) «Stabat Mater» для высокого голоса, трубы, ударных, органа и альта (1991) «Видения». Три поэмы для симфонического оркестра: «Элегия», «Скерцо», «Хорал» (1991) «Баллады Белого моря» для двух флейт и валдайского колокольчика (1992) «Мы – гусеницы Ангелов». Пять стихотворений Владимира Набокова для высокого голоса и виолончели (1992) «Аллилуйя» для мужского хора, дисканта, камерного оркестра, фортепиано и литавр (1992) «Papagenosklage». Фантазия на тему Моцарта для фагота (1993) «Три мелодрамы на стихи Ингеборг Бахманн» для высокого голоса, кларнета, клавесина и ударных (1993) «Аbruzzo». Мелодрама-пикколо для актера, двух флейт, арфы, фортепиано и скрипки (1993) Струнный квартет (1994) «Записки Марии Волконской». Моноопера для сопрано и ансамбля солистов-инструменталистов (1995) Двойной концерт для валторны, фортепиано и камерного оркестра (1996) «Графика» для баяна (1996) «В поисках Эвридики» для голоса и флейты (1997) «Парадис. Сергею Беринскому» для двух кларнетов, фортепиано, голоса и тибетского колокола (1998) «Три стихотворения А.С.Пушкина» для тенора и фортепиано (1999) Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (2000) «Ветер и струны». Притча для ирландской арфы (2001) «Wanderung» для альта и виолончели (2002) «Пейзаж с колоколами» для смешанного хора (2002) «Психея». Музыка к воображаемому балету. Эпиллий для флейты, трубы, валторны, арфы, ударных, скрипки и виолончели (2003) «Purely English Suite» для флейты, двух скрипок и виолончели (2003) «Fantom» для кларнета, бас-кларнета, двух валторн, арфы и струнных (2004) «Die Elegie. Dewidmet Francoise Vanhecke» на стихи K.М. Рильке для голоса и органа (2004) «Simple Single» для саксофона соло (2004) «Комнатная симфония» на стихи И. Холина для голоса, саксофона-альт и фортепиано (2004) «Игры» для фортепиано (2006) «Déjà vu» для струнного квартета (2005) «Un homme s’en alla…» для голоса, блок флейты, беспедальной арфы и электроакустической музыки А.Володина на стихи Д. Хармса (2005) «Воздушные замки» для оркестра и фортепиано (2006) «Кортеж» для народного оркестра (2007) «Lepetissimo». Пять пьес для трубы, саксофона-альт и тромбона (2008) «Странствия» для квартета саксофонов (2008–2009) «Пейзаж. В ожидании зимы» для трех флейт (2009) «Русский пейзаж для Франсуазы» для голоса и записи (2009) «Причитания, песни и песенки Анны Ахматовой» для ансамбля Дмитрия Покровского (2010) Театральные постановки «Кабала святош», М.А. Булгаков (1993) «Граф Нулин и др.», А.С. Пушкин (1999) «Гроза», А.Н. Островский (1994) «Три сестры», А.П. Чехов (2002) «Дом с привидениями», Г. Ибсен (2002) «Брат Чичиков», Н.Н. Садур (2003) «Журавлиные перья», К. Дзюндзи (2003) «Старомодная комедия», А.Н. Арбузов (2003) «Бесприданница», А.Н. Островский (2003) «Как важно быть серьезным», О. Уайльд (2004) «Тварь», В.О. Семеновский по роману Ф. Сологуба (2004) «Вальс энтузиастов», Вячеслав Вербин (2005) «Севильский цирюльник», П. Бомарше (2006) «Шесть персонажей в поисках автора», Л. Пиранделло (2005) «Любовь – книга золотая», А.Н. Толстой (2005) «Таланты и поклонники», А.Н. Островский (2005) «Безумный день», П. Бомарше (2006) «Валентина», А.В. Вампилов (2007) «Дон-Кихот», М. Сервантес (2008) «Дядюшкин сон», Ю.Лоттин по повести Ф.М. Достоевского (2009) «Жених из Иерусалима», Йозеф Бар-Йозеф (2009) Музыкальные спектакли «Девушка-гусар» по пьесе Ф. Кони (1999) «Властелин колец» по мотивам трилогии Дж.Толкиена (2003) «Король Дроздобород» по сказке братьев Гримм (2007)
Powered by Fuzzle CMS - Flash CMS with SEO
This content requires the Adobe Flash Player. Get Flash