Марина Шмотова

  • Член Союза Композиторов России, Союза Московских Композиторов и Союза Театральных Деятелей.
  • Продюсер «Музыкального клуба Сергея Беринского».
  • Руководитель ансамбля солистов «Art Moto Concort».

Биография

Марина Шмотова родилась в Иркутске 19 апреля 1959 года.
Начальное образование получила в Иркутском Училище искусств по классу фортепиано у Веры Александровны Бойченко; индивидуально прошла курс полифонии и музыкального анализа у Изольды Оскаровны Цахер.
Продолжила образование в Москве. В 1985 окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных — класс композиции (профессор Н.И. Пейко), класс полифонии (профессора Г.И. Литинский и А.Г. Чугаев), оркестровка (Ф.Е. Витачек). Там же совершенствовалась в аспирантуре у композитора С.С. Беринского.

Участвует в российских и зарубежных фестивалях современной музыки в Бельгии, Бразилии, Америке, Италии и др.
Жанровый спектр её творчества необычайно широк: здесь есть место инструментальной и вокальной миниатюре, симфонической поэме, концертной и хоровой музыке, музыке к драматическим спектаклям.

Звания и награды

  • Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую фортепианную миниатюру (1982)
  • Лауреат III премии Первого Международного конкурса им. Сергея Прокофьева за сонату-каприс (1991)
  • Лауреат премии Александра Вампилова за монооперу «Записки Марии Волконской» (1995)
  • Удостоена Гранта президента России за проект «Молодые композиторы – Москве» (2004)
  • Лауреат I премии Московского международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец» – детям» (2006)
  • Удостоена медали Союза Московских Композиторов «За содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки»(2009)
  • Дипломант II степени II международного конкурса современной музыки КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА (2014)
  • Лауреат II премии Первого Всероссийского конкурса композиторов (Avanti 2018),

Статьи

«Играем с начала» 2016 №4 (142) Автор: И.Северина
«Играем с начала» 2014 №10 (125) Автор: И.Северина
«Гусли» 2013 №1 Автор: Н.Алпарова
(ссылки на PDF!!)
«Музыка в России» 2009 №2(21) Автор: М.Шмотова
«Российская музыкальная газета» 1994 №1–2 Автор: И.Цахер
«Музыка и время» 2008 №2 Автор: Б.Дондоков
«Восточный формат» 2009 №43(102) Автор: А.Кокин

Formatter «highlight/comment» not found

Отзывы

«Безусловный лирик. Стремится выразить самые глубинные, трудноуловимые состояния души. Избегает в музыке всего внешнего, шумного и случайного... Очень строго избирает средства развития... Сильная сторона автора — богатая самобытная интонационность…»
Сергей Беринский, композитор

«…композитор открытия. Я не имею в виду средства музыкальной выразительности, открытия — как путь самопознания и открытия в себе всё новых ландшафтов, образных сфер и выразить! нарисовать! эти всё новые ландшафты — дело довольно тонкое…мы можем быть благодарны тому человеку, который открывает нам какое-то новое эмоциональное состояние, какой-то новый поворот прожитого нами… Способность Марины Шмотовой создавать яркий, образный, свой неповторимый мир — есть знак подлинной творческой индивидуальности».
Сергей Беринский, композитор

«В 1993 году я собрался ставить «Кабалу святош» М.Булгакова. Искал композитора, способного написать «булгаковскую» тему для Мольера и стилизовать музыку под Ж.-Б. Люлли. Кто-то рекомендовал молодого композитора Марину Шмотову.
Пришла совершенно юная девочка с косичками. Косички эти запомнились отчего-то на всю жизнь. Ну, куда ей! — думаю. И просто чтобы отвязаться, не обижая сомнениями, бегло, весьма даже бегло, рассказал о том, чего бы хотел! Рассказал, попрощался и… забыл.
Через две недели «девочка» пришла с большой папкой. Села к инструменту… и с тех пор я не представляю себе никого, кому бы мог доверить писать музыку к своим спектаклям. Только Марине Анатольевне Шмотовой».

В.И. Якунин, художественный руководитель Камерного театра

«Марина Анатольевна Шмотова во всех мыслимых отношениях — большой подарок: как талант, как профессионал, как ответственный и трепетный человек, как натурального обаяния женщина — кажется, не может быть, чтобы столько достоинств — и в одном человеке! (Выяснилось, что может).
онимать режиссёра с полуслова — ну, так не бывает. Для меня, встретить композитора Марину Шмотову — и счастье, и избавление от кучи творческих проблем. Думаю, что и любой режиссёр за Мариной, как за каменной стеной. У неё идеальное чувство стиля, годное для любого спектакля: и по Островскому, и по Чехову, и по Пушкину, и по Мольеру, и по Гофману, и по Ибсену… далее — везде! И это не всеядность, а редкое качество таланта…»

Владимир Салюк, режиссер с 45-летним стажем, из них 26 в «Современнике» и МХАТ, лауреат шести театральных премий


Из письма Хекса Вима (Hoekx Wim) — организатора концерта в Бельгии в январе 2009, где исполнялись произведения Марины Шмотовой, — Франсуазе Ванеке (Francoise Vanhecke) — сопрано.

Dag Francoise,*
Ik had niet de gelegenheid om de eerste dagen na het concert u te mailen. Maar bij deze wil ik alsnog zeggen dat ik het een fantastisch concert vond.
De programmakeuze was een bijzondere maar uiterst geslaagde mix en met kers op de taart: de creatie van “Russian landscape for Francoise”. Het publiek bleef anderhalf uur lang in de ban van jullie muziek en performance. Je bent een schitterende performer. Met wat een naturel en “schijnbaar” gemak weet je het publiek te beroeren en te verrassen Ook Marie-Noelle en Lut kwamen goed voor de dag.
De aanwezigheid van Marina Shmotova was een hele eer voor ons. Mij lijkt het een bijzonder innemende componiste die met veel overgave haar weg zoekt in een wellicht woelige Russische muziekscene. Zowel haar “Tsjetajeva Lieder” — lieder als de creatie zijn bijzonder interessante werken die ik met plezier leerde ontdekken.
Van het publiek hoorde ik alleen maar zeer goede reacties. Kortom, een geslaagde concertavond waarop ik met veel voldoening terugkijk.

Tot snel.
Wim

* Здравствуйте, Франсуаза!
У меня не было возможности в первые же дни после концерта отправить Вам сообщение. Но все с теми же ощущениями сообщаю Вам, что нахожу Ваш концерт совершенно фантастическим.
Выбор программы был особенным и, в конечном итоге, представлял собой микс с вишенкой на торте в виде творения под названием «Русский ландшафт для Франсуазы». Все полтора часа публика оставалась очарованной Вашими музыкой и игрой. Вы — блистательный перформер. Обладая врожденным и ненавязчивым вкусом, Вы знаете, как взволновать и удивить публику. Мария-Ноэлль и Лют также оказались к месту.
Присутствие Марины Шмотовой было огромной честью для нас. Мне кажется, она — особенный, притягательный композитор, который со всей преданностью своему делу ищет свою дорогу на оживленной российской музыкальной сцене.
Ее «Песни Цветаевой» — это и песни, и, одновременно, произведения, являющиеся исключительно интересными работами, которые я с удовольствием открыл для себя.
От публики я слышал только восторженные отзывы. Словом — удавшийся концертный вечер, на который я оглядываюсь с чувством глубокого удовлетворения.

До скорого свидания,
Вим.


из переписки с Владимиром Николаевым:
«...собственно о музыке. Выскажусь в форме «пометок на полях»:

СТРАНСТВИЯ
Странный звуковой мир — одновременно такой далекий и такой близкий!
Как тонко все услышано и точно воплощено!
О квартете: С какой любовью и как стройно играют ребята и как мило у них шуршат клапаны!

ПАРАДИС
Вот ведь какая прекрасная Музыка может рождаться просто из гаммообразного движения!

WANDERUNG
Так вроде просто, и вместе с тем изысканно!

БАЛАДЫ БЕЛОГО МОРЯ
Я ведь тоже собирал фольклор в тех местах.
Так что слушаю, ностальгирую... и грущу по ушедшей молодости:-(

SIMPLE SINGLE
Разве возможно играя ровный протяжный звук одновременно «барабанить» по клапанам?
Много тонких звуковых находок!..

КОМНАТНАЯ СИМФОНИЯ
ОстроУМилительно! Особенно крайние части.

ИГРЫ
Если ты заметила, я почти не пишу музыку для фортепиано. Просто я не знаю что для этого инструмента можно написать нового и интересного. А ты вот так легко взяла и написала и НОВО и ИНТЕРЕСНО! Кстати, хороший репертуарный материал для любого концертирующего пианиста — современно, образно, незаумно и при всей лапидарности фактуры есть что поиграть.

ДИСК-2
Как я понимаю — это музыка написанная для театра. Но у меня язык не поворачивается назвать ее прикладной. Совершенно очевидно, что ты эту музыку писала с той же любовью и самоотдачей, что и всю музыку с первого диска.
Ну то есть, если она и чуточку попроще, то это совершенно не мешает слушать ее просто как музыку, без театрального контекста.
Все три сюиты мне очень понравились. Особенно первая — СЮИТА СТРАНСТВИЙ.
Перед тем, как ее слушать (с учетом своиств прикладной музыки) я предположил, что из 23-х частей сюиты могут быть по-настоящему удачными и интересными ну 3, ну 5. Но я не мог себе представить, что все 23 пьесы окажутся пусть маленькими, но шедевриками! Ну ни одной проходной пьесы! Каждая — абсолютна уникальна и увлекательна!»

Участие в конкурсах и фестивалях

XXXIX Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень'19».
Музыкальный фестиваль»Синий лёд» остров Ольхон ( Хужир. Иркутская область. 2019)
XXXIX Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень'18».
Музыкальный фестиваль»Синий лёд» остров Ольхон ( Хужир. Иркутская область. 2018)
XXXIX Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень'17».
XIII Международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия» (Казань, сентябрь 2017)
Музыкальный фестиваль»Синий лёд» остров Ольхон ( Хужир. Иркутская область. 2017)
XXXV Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова (Томбов 2016)
Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней» (Санкт-Петербург,март 2016,2013)
Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень» (2018, 2017,2016,2015, 2014, 2013, 2012,).
Московский международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» (декабрь 2012)
Международный фестиваль современной органной музыки в Парме (Италия, сентябрь 2012)
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ – 130 ЛЕТ СПУСТЯ» аудио-визуальный проект в рамках фестиваля «Стерх-Фест # 2" март 2012 г. Сургут
XXXII Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень» (2011)
47-й Международный фестиваль современной музыки «Петербургская музыкальная весна» (май 2011)
Фестиваль современного искусства «Десятая весна.Юбилейное приношение Стерху» г.Сургут (март 2011)
11-ый международный акордеонный фестиваль в г.Лимбожи (Латвия март 2011)
XXXI Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень» (2010)
«АртНоябрь'10»международный фестиваль искусств, Москва (октябрь 2010)
Международный фестиваль современной музыки «Контрасты»,Львов(сентябрь 2010)
Festival «Est-Ouest» Paris (июнь 2010)
II Московский международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» (июнь 2010)
Музыкальный фестиваль фонда Святослава Рихтера «Таруса зимняя» (2010)
Фестиваль «Декабристские вечера» в Иркутске (2009)
XXXI Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень»
XVI Международный фестиваль искусств «АртНоябрь» (2009)
Международный фестиваль современной музыки в Загребе, Хорватия (2009)
Фестиваль актуальной музыки Московской филармонии «Другое пространство» (2009)
Международный фестиваль финско-российской современной музыки (2006)
Международный фестиваль Екатеринбургской филармонии:
«Устами младенцев» (2008),
«Сё-и – живопись идеи» (2005),
«Лаконика – музыка короче» (2004),
«Симфония XXI – лирическая геометрия» (2003)
Ассамблея современной музыки в Магнитогорске (2006)
Фестиваль памяти Д.Д. Шостаковича в Перми (2006)
Международный фестиваль органной музыки в Кастеллана Гротте, Италия (2006)
Международный фестиваль современной музыки композиторов-женщин «Город женщин» в Москве (2006)
Международный фестиваль современной музыки «Московская Осень» (ежегодно с 1993)
Концерт «Composers Concordance» в США (2004)
Фестиваль-соревнование композиторов «Пифийские игры» в Санкт-Петербурге (2003)
Международный фестиваль современной музыки в Одессе (1996, 1999)
Фестиваль «Декабристские вечера» в Иркутске (1986, 1992,1995)
Международный фестиваль новой музыки в Бразилии (1994)
Международный фестиваль «Ингеборг Бахманн в музыке» в Генте, Бельгия (1993)
Третий Украинский международный фестиваль «Киев Музик Фест» (1992)
Международный фестиваль чешско-сибирской музыки в Красноярске и Иркутске (1987)